Не теряя контроля над машиной

В описании причин, приведших к возникновению многих дорожных аварий, нередко указывается формулировка «не справился с управлением». Машина всегда должна подчиняться воле водителя — вот непременный залог безопасности движения, и долг каждого водителя состоит в том, чтобы «приручить» себе автомобиль. Какой бы совершенной ни была машина, она не может двигаться вопреки законам физики. Наличие контроля за поведением автомобиля означает выполнение двух важнейших принципов: автомобиль остается управляемым тогда, когда его колеса продолжают катиться и сохраняют хотя бы какой-нибудь контакт с дорожным покрытием, и когда к колесам передается крутящий момент от двигателя. Собственно, все управление автомобилем сводится к необходимому изменению величины и направления сил трения между колесами и дорогой, а также к изменению передаваемого к ведущим колесам крутящего момента. Сочетание этих параметров и определяет в конечном итоге, будет ли автомобиль двигаться прямолинейно или поворачивать с определенным радиусом, станет ли он разгоняться или наоборот, снижать скорость. Попробовать автомобиль в заносе можно попробовав авто напрокат без водителя.

Не теряя контроль над автомобилем - фото № 1

По статистике, в большинстве случаев потеря управления в той или иной степени связана с неправильным торможением. Ошибки такого рода, допускаемые водителями, разделяются на несколько групп, но всех их роднит один принцип: торможение с заблокированными колесами (одним, несколькими или всеми).
Любой водитель как азбуку обязан усвоить следующее: во-первых, у заблокированного колеса заметно снижается коэффициент сцепления с дорогой — до 20-30% (соответственно, на ту же величину увеличивается и тормозной путь при торможении с одинаковой скорости) по сравнению с катящемся колесом, причем для мокрой и скользкой дороги эта разница становится наиболее ощутимой. Во-вторых, еще больше, до 5-8 раз, чем коэффициент сцепления, у заблокированного колеса уменьшается сопротивление уводу (то есть поперечному скольжению колеса), что является прямой причиной к возникновению заноса даже на сухом и ровном покрытии. Именно эти свойства заблокированных колес и являются причиной того, что автомобиль с полностью заблокированными колесами становится практически полностью неуправляемым и любой дефекте покрытия очень легко может попасть в неуправляемый занос.

Не теряя контроль над автомобилем - фото № 2

Торможение является наиболее интенсивным и в то же время безопасным, когда все четыре (!) колеса автомобиля находятся на грани блокировки, но сохраняют угловую скорость, катясь по дорожному покрытию, а не скользя по нему. В автомобилях с АБС за характером движения колес и распределением тормозных усилий следит автоматическая система, и водителю остается только нажимать на педаль тормоза (следует, однако, помнить, что наличие АБС в автомобиле еще не гарантирует, что водитель никогда не сможет на собственном опыте испытать, что же такое — занос). На автомобилях без АБС водитель должен сам уметь определять момент блокировки колес для безопасного вождения в любых дорожных условиях. Научиться этому можно только на практике, имея достаточный опыт управления автомобилем.
Каждый водитель догадывается о блокировке колес по-своему: кто-то определяет его по легкой вибрации на руле и тормозной педали, кто-то — по едва заметному изменению замедления автомобиля. Самый простой способ предупреждения блокировки колес — прерывистое торможение в сочетании с плавным, со ступенчатым переключением передач вниз, торможением двигателем. Поэтому взяв машину на прокат будете аккуратны, дорога ошибок не прощает.

Не теряя контроль над автомобилем
5 (100%) 3